Блюз-клуб

Интервью проведенное Андреем Евдокимовым с Леваном Ломидзе (Blues Cousins) после концерта группы в МДМ 8 сентября 2000.

В архив

Полуюбилейный концерт группы "Блюз Казенз" в Московском дворце молодежи стал поводом для общего смотра сил и достижений московского блюза. Волею обстоятельств, московский блюз загнан в клубный круг и не может из него вырваться. Что дает повод злопыхателям говорить об ограниченности круга желающих его слушать… Ныне опровергнуто практикой: желающих попасть на концерт оказалось больше, чем зал мог вместить. Непопавших, право, жаль. Жизнерадостный и боевой блюз, исполненный "Блюз казенз" со товарищи поднимает настроение. После более чем трехчасового улетного блюзмарафона Леван Ломидзе, лидер и основатель группы, дает интервью для наших читателей:

Группе исполнилось 7 лет, по-моему, потому что точно я не знаю. Мы не стали ждать десятки, подумали, что мы уже созрели для того, чтобы делать большой концерты, не в клубе, а в концертном зале. Что и толкнуло нас на этот рискованный шаг. И самое удивительное было то, что у меня ощущение, что каждый человек из этих нескольких тысяч, кто пришел, был мне знаком. Я когда вышел в зал, я поймал себя на том, что я уже со всеми здоровался. Все эти лица были мне знакомы по клубным концертам. То есть это был какой-то итог, что в течение стольких лет мы познакомились на наших концертах со столькими людьми. И это было очень приятно. Какая-то газета накануне писала про нас не очень лестно, что музыканты ·косят под чикагских блюзмэнов". Но там была и великолепная фраза, что аудитория не слишком массовая, но очень преданная… И потом уже играя концерт, я смотрю в глаза этих людей и вижу, что это правда: сложилось дружеское отношение между нашей группой и людьми, которые нас слушают. Не просто какие-то зрители, а нечто большее… Ну, а то, сколько народу пришло, доказывает, что аудитория не такая уж маленькая. А что больше всего радует, что это не только личный успех. ·Уайт" Белов мне сказал, что это прорыв для блюза, и я с ним полностью согласен. Собрать такую аудиторию - это очень большое достижение для всех музыкантов, которые участвовали в этом шоу. Я им всем благодарен. Без них это было бы невозможно.

Мы постарались пригласить самых разносторонних. Без Петровича (Михаил Петрович Соколов, группа ·Блюз Хаммер Бэнд") было нельзя. Это губная гармошка, это колорит, это настоящий блюзмэн. А ·Уайт" Белов - один из самых первых. Я даже хотел публику чуть-чуть обмануть, сказал, что он - основатель первой блюзовой группы. На что он сразу в принципе отреагировал. Я думал, что он гитару настраивает - не услышит. Но он все услышал и опроверг, сказал, что он не первый, говорит. Но все-таки - один из первопроходцев. Естественно, был Арутюнов, который очень много сделал для блюза у нас. Его имя ассоциируется с этим стилем. Гитарист Тимур Квителашвилли. Этот гитарист играет виртуозно, и было интересно, как он почувствует себя в блюзовой среде. Я думаю, и публике было интересно услышать, как на фоне блюзовых, таких немного грязноватых пассажей зазвучит такой чистый звук, академическое исполнение блюза. Был великолепный гармонист молодой, Михаил Владимиров - тоже человек, который фанатично относится этому делу, что очень радует. И хочу сказать о Чаке (Чак и Бенд), который непрофессиональный музыкант. Он доктор, у него своя практика, но в свободное время он великолепно исполняет блюз, что он и доказал на сцене.

Я очень теряюсь, когда надо говорить о стилях... У нас бывают разные периоды… Полгода мы играем что-то, в чем есть элементы чикагского блюза. Иногда играем чистый рок-блюз. Иногда тянет к рок-н-роллу. Не знаю, насколько этот термин основателен, но я бы назвал это белым блюзом. Я считаю, что это белый европейский блюз, который в принципе расходится с традицией довольно сильно. Здесь больше гитарной техники. Когда я наблюдаю черных исполнителей, я чувствую, что они публику берут другим. Может быть, какой-то более глубокой ритмикой берут, может быть, голос - не важно, данные лучше или хуже - но какой-то интонацией. Негритянская интонация - она очень важна. Я думаю, что мы публику стараемся брать энергетикой своей. Вспыльчивый у меня характер, вспыльчивый! Поэтому я, когда играю даже медленный блюз, в середине обязательно какой-то всплеск энергии происходит. И этому я не хочу препятствовать. Это получается естественно, само собой. Просто я понимаю, что для блюза я играю слишком азартно и слишком много. Но это от моего характера, и я не хочу себя сдерживать. Был период зимой, мы решили играть сдержанно. Подумали, что уже возраст, надо меньше технику проявлять. И мы месяц выдержали. А потом внутренний характер взял свое.

А с чего началось увлечение блюзом? С приезда БиБиКинга в Тбилисси… 1975 год, я в школе. Зал Госфилармонии, где он выступал, напротив. И, в грузинской шапке ходит негр по городу, колоритно… Такой полный. За ним ходит солидная свита. Он ходит, всем дарит улыбки. Всем это уже очень нравилось. А на концерте уже этот дядя превращается в волшебника, который дарит какие-то звуки, энергетику публике. Потом я слушал разную музыку, но, видимо, заряд, полученный тогда, проник в меня глубоко. Я понял, что блюз - это стержень. А все, что потом делается, то есть пишутся тексты, аранжировки - это уже украшения.

В начале 90-х я уехал в Германию, выступал там в клубах, потом начал работать в Москве, где как раз стали открываться первые блюзовые клубы. И я там с удивлением обнаружил, что в принципе ситуация не отличается от западной, такая же молодежь, все реагируют очень хорошо. И поразил, честно сказать, уровень московских музыкантов. Когда я встретил ·Кроссроадз", я понял, что это настоящий уровень. И я понял, что вроде, здесь очень много хороших людей, и здесь можно жить и играть, и развиваться.

С тех пор на нашей блюзовой сцене произошли очень большие изменения. В первую очередь именно кадровые. Когда в Москве начали открываться именно блюзовые клубы, все группы, все, кто играл на электрогитарах, - все начали играть блюз. Видно было, что это они делали, потому что это приносило какой-то доход, был спрос. Но после того, как этот первый бум прошел, верны блюзу остались только те группы, которые играли его от души. Не только ради денег, а это было их призвание. И я думаю, что нет худа без добра. Кризис отсеял лишних. Теперь группы стали более профессионально относится к своему делу, они более приблизились к настоящему блюзу.

Иногда играть здесь блюз очень сложно, иногда - очень хорошо, иногда просто забываешь, что ты в Москве находишься. Есть треугольник, который создает самую благоприятную атмосферу для блюза: публика, клуб, группа - если все это сходится, т.е. нужная публика, нужный клуб, нужная группа - тогда все замечательно. Бывают случайные концерты, скажем, кто-то порекомендовал, нас позвали, хозяину клуба очень нравится блюз, он хочет, чтобы мы там играли, а публика к этому не готова. Вот. Скажем, мы приезжаем, а перед нами дискотека, и на этой дискотеке играет группа ·Лесоповал" - что тоже блюз, только тюремно-советский. Но после такой фонограммы очень трудно исполнять блюзовые стандарты, потому что публика просто не принимает. Были даже эксцессы какие-то…. Но слава Богу, что тенденция все-таки идет к лучшему. Все больше и больше людей приобщаются к блюзу. И кто-то ездит на Запад, кто-то здесь попадает на концерты… нашей группы скажем (смеется), или иностранных гостей... Все-таки я оптимистичен. Для пессимизма нет причин Планы у нас огромные - едем на большой блюз-фестиваль во Францию, где выступают 32 группы со всего света. Репетируем: мы не хотим просто поехать туда и обратно, хотим оставить хорошее впечатление. Второе - у нас сейчас выйдут сразу два альбома. Один, который мы дома пишем, будет называться HOME MADE BLUES. Потому что все назло соседям писалось именно в моей комнате, даже живые барабаны. Поэтому там будет жесткое домашнее кухонное звучание. Но в принципе нам нравится то, что получается. А второй диск - это запись юбилейного концерта. Но есть еще одна мечта, план-мечта. Потом может быть смешно будет, но вроде есть уже какая-то надежда, что это осуществимо. Кстати, как и МДМ нам казалось, неосуществимой мечтой… Мы хотим сделать в Государственном зале ·Россия" небывалый вечер, в котором блюзовые музыканты будут играть с самыми известными джазовыми музыкантами Москвы. Потому что блюз и джаз очень близки. Когда где-то в мире встречаются джазовые музыканты, почему-то они играют блюз вместе. Когда встречаются рок-музыканты - играют тоже блюз. А в России такого нет. Есть очень сильное размежевание. То есть джазмэны считают, что блюзовые музыканты слишком примитивные. Блюзмэны считают, что джазовые музыкант слишком пафосные, то есть они знают больше нот, играют больше нот. На самом деле мы все братья. И если это все получится, то я могу сказать, что я чего-то добился в жизни, потому что это будет самое яркое событие в жизни московского блюза и джаза. Вот такие мечты.

Я хочу играть еще лучше. Я никогда так много не занимался в жизни, как сейчас. Это открытие - банальная истина: чем больше человек узнает, тем больше он убеждается, что он очень мало что знает. Последние год или полтора для меня произошла такая маленькая революция. То есть я занимаюсь, как никогда, как 16-летний. Вот я хочу продолжить в этом духе. Концерты почти каждый день, но я еще и занимаюсь. После концерта, кстати, я приезжаю домой где-то в два часа ночи, и до 6 утра занимаюсь на гитаре. При том я не занимаюсь специально, я не сижу и не форсирую какие-то пассажи. Я просто сижу, играю, можно смотреть телевизор и играть, разговаривать с женой, с детьми и постоянно играть, вот такой тик у меня появился.


Меня недавно спросили, какие планы, я ответил так, что самому мне понравилось, потому что это очень близко к истине. Моя мечта - чтобы ничего не изменилось, чтобы все было так, как сейчас есть. Это счастье иметь возможность играть любимую музыку, и играть так, чтобы публике это нравилось. По-моему лучшего желать нельзя. Если все это будет так, то в принципе всего можно в жизни достичь. http://content.ru