|
И искушенный музыкант и слушатель всегда хотят знать "а как именно именно так играет эта звезда?", но этот вопрос чаще всего остается без ответа и лишь через длительный промежуток времени специалисты в своем узком кругу проводят теоретический анализ и кое-что становится известным настойчивым ученикам: Вот почему, с любезного разрешения обладателей аторских прав (http://www.guitar.ru/gallery/cobain/), мы публикуем этот материал.
Нирвана: Superfuzzbigmuff Крис Джилл (c)
1988 by "Guitar
World"(http://www.guitarworld.com/)
Курт Кобейн, похоже, был немало удивлен, когда серьезные издания вроде или , обратили внимание на его скромную персону, а гигант предложил сотрудничество. Дело в том, что лидер не раз высказывался в духе, что мол, музыкальное оборудование его не особенно-то интересует. Как мы понимаем, это не больше, чем поза. Может быть он и не был <завернут> на коллекционировании редких , или , но, тем не менее, его арсенал дешевеньких импортных инструментов и гитар, купленных по дешевке, был весьма внушительным. И относился к ним он с не меньшим трепетом, чем знатоки к 59-го года выпуска. Даже когда появилась возможность покупать дорогие инструменты, Кобейн не изменил своей привязаностям.
<В комиссионках всегда можно найти все самое лучшее, - заявил он в интервью Джеффу Гилберту (Jeff Gilbert), опубликованному в феврале 1992-го в , - Практически все, что я использую, куплено именно там>. За годы исполнительство Кобейна обросло самыми невероятными слухами и домыслами. Говорили, будто бы в студии использовались специальные процессоры. Или все партии за него играл кто-то другой. Думаем, что настало время рассказать правду. С этой целью мы связались с самыми надежными и компетентными источниками: продавцами, у которых Кобейн покупал музыкальный инвентарь, звукооператорами и продюсерами, с которыми он работал в студии, техниками, которые обслуживали его оборудование во время гастрольных поездок. Кроме того, в Интернете существует несколько <страничек>, посвященных этому вопросу: сайт Криса Лоренса (Chris Lawrence) (http://www.geocities.com/SunsetStrip/Towers/8712/) и сайт Брайана Хабермана (members.aol.com/bhabes/private/nksequi.htm).
Много интересных деталей можно найти в книге Майкла Аззерада (Michael Azerrad). Несколько раз мы интервьюировали Кобейна. Вероятно, что идея рассказать об аппаратуре и гитарах Кобейна рассмешила бы его самого. <Я никогда не относился к своему инструментарию, как к чему-то священному>, - сказал он однажды. Но для тысяч фанов, гитаристов, которые преклоняются перед , важно знать, как он делал свою музыку.
КУРТ КОБЕЙН: ГОДЫ МОЛОДЫЕ
Курт Дональд Кобейн появился на свет 20 февраля 1967-го года в городишке Абердин (штат Вашингтон).
Свой первый инструмент - подержанную электрогитару - он получил в качестве подарка на 14-летие от дяди Чака. <Гитара сразу же стала моим любимым увлечением>, - сказал Кобейн Майклу Азерраду. Немногим более месяца абердинский паренек грызет гранит гитарной науки.
Этого оказалось достаточно, чтобы научиться играть , а трех аккордов - чтобы почувствовать в себе композиторскую мощь и начать писать собственные вещи. Пришло время подумать о собственном коллективе. Однажды приятели пригласили Кобейна поджемовать на заброшенный мясокомбинат, служивший местом сборов музыкально одаренного абердинского молодняка. Понадеявшись на товарищей, Курт оставил там свою гитару, а когда вернулся, обнаружил, что она разбита вдребезги. Пришлось менять гриф, фурнитуру, электронику, а в школьной мастерской выпиливать новую деку. Когда Кобейну шел 17-й год, его мать вышла замуж за Пата О`Коннора (Pat O'Connor), который косвенно помог разрешить проблемы, связанные с приобретением музыкального оборудования. А дело было так. Как-то, после ссоры со своим супругом Кобейниха-старшая собрала коллекцию ружей Пата и выбросила их в речку. Курт, проследив за маневром своей родительницы, подговорил соседских ребятишек выловить арсенал. На вырученные деньги в результате успешно проведенной операции по продаже ружей отчима был приобретен старенький комбик с двумя 12-дюймовыми динамиками. В начале 1985-го наш герой переезжает к отцу.
Занятия чада музыкой не вызывали у него особого восторга. Кобейн-старший уговаривает своего сына продать гитару. Курт поддался на его уговоры, но неделей спустя выкупает инструмент и покидает родительский дом. Как-то за долги наркодилеру он чуть было снова не распрощался с гитарой. Но получилось договориться. Таким образом, <лошадный крестьянин> Курт Кобейн, при и электрогитаре, сколачивает первый собственный коллектив, получивший название . исчез из вида где-то между 1986-1987-м годами. По словам Криса Новоселика (Krist Novoselic), Кобейн дал ему комбик на неделю. Дал, так сказать, с прицелом, пытаясь заманить в группу. Новоселик же оказался еще тот жук: от не отказался, но от участия в увиливал, отвечал туманно. После этого пропал при самым загадочных обстоятельствах. В конце 1987-го Новоселик дал-таки <добро>. Барабанщиком взяли Аарона Буркхарда (Aaron Burckhard) и назвались.
На фотографиях того периода Кобейн запечатлен с <правосторонней> гитарой . На место пришел , и появилась <примочка> , которую впоследствии украли прямо с репетиционной базы. Название новоиспеченного трио менялось чуть ли не каждый день: , , ,, . В, конце концов, остановились на . Буркхард проявил себя, как крайне безответственный товарищ, и парни дали ему отворот-поворот. Ему на замену пришел Дэйл Кровер (Dale Crover), которого переманили из . Прошло пару недель - и 23 января 1988-го года записывает свое первое демо в Studio> c Джеком Эндино (Jack Endino) за пультом, который успел зарекомендовать себя работой с местными знаменитостями, такими, как , , и .
ЭПОХА
Как-то Эндино повстречал Джонатана Понермэна (Jonathan Poneman) из фирмы и дал ему послушать <нирвановкое> демо.
Понермэну понравилось до такой степени, что он, не раздумывая, предлагает группе контракт. Три песни, записанные во время первой сессии, вошли в альбом под названием. Ребятам нравилось работать с Эндино. В течении года они пользовались его услугами. В результате очередной смены в составах место за барабанной установкой занял Чед Чаннинг (Chad Channing). И, когда отношения с были официально оформлены, появилась на пороге . Началась запись . На все про все ушло 3 дня и $606,12, сумма, знанием которой щеголяли потом многие проныры-журналисты. Что не вошло в альбом, выпустили несколькими годами позже на пластинке . <Когда записывали, усилитель Курта был в ремонте. Я одолжил свой , - вспоминает Эндино. - Но проблема в том, что я спалил родные динамики. Курт где-то раздобыл <кабинет> с закрытым задом и двумя динамиками , ватт на 70. Тогда у него были оранжевая такая коробочка - <дисторшн> и гитары с родными датчиками, один из которых был подарен мне. Говорю ему как-то: <Курт, тебе нужны запасные датчики>. На что он отвечает, конечно, что один уже у меня есть. Это все, что осталось от очередной разбитой гитары. Пришлось склеивать и перематывать. Получилось весьма сносно. Конечно не высший класс, но Курту понравилось>. В 1989-м начались первые американские гастроли . Как сказал Эрни Бэйли (Earnie Bailey), сиэттловский гитарный мастер, друг Новоселика, часто бравший на себя обязанности гитарного техника, на сцене Кобейн использовал красный , усилитель , колонку 4x12 и <дисторшн> . Не сладко пришлось <сабпоповским> товарищам из-за разрушительных наклонностей Кобейна.
<Люди из часто жаловались мне, - вспоминает Эндино. - Кобейн, бывало, звонит мне среди ночи и говорит: <Не знаю что на меня нашло, но я только что разбил гитару>. Не думаю, что он делал это нарочно. Вероятно, это получалось спонтанно, как ответная реакция на реакцию публики. А народу из приходилось отдуваться за выходки Кобейна. Бедные, они обзванивали всех, кого только можно в поисках гитар . В промежутках между гастрольными поездками Кобейн часто заходил в магазины и . По словам владельца <Гитарных маньяков> Рика Кинга (Rick King), Кобейн <скупал оптом модели и те, что с <хамбакерами>. У них был сильный выходной сигнал и <прорезные верха>. В течении 5 лет цены на них менялись. Он покупал их по 100 долларов>.
Хотя <хамбакерная> версия была фаворитом Кобейна, в <доневермайндовские> дни он выходил на сцену и с другими гитарами, среди которых - голубой и <левосторонний> (sunburst). Вероятно, что первой акустической гитарой лидера была двенадцатиструнка (куплена 12 октября 1989 года всего за $31,21). С ней Кобейн пришел в студию , чтобы сделать запись нескольких демо. Этот инструмент, как все мы прекрасно понимаем, был далеко не пределом мечтаний студийного музыканта. <Она хорошо строит>, - сказал Кобейн в интервью. Чуть позже на поставили нейлоновые струны. Именно на этой гитаре исполнена гитарная партия акустической, трек, который можно услышать на альбоме. Кобейн не особенно рьяно относился к своему оборудованию. За исключением эффектовых педалей. Году так 1990-м он приобрел , о которой отзывался в лучшем свете до конца своих дней. Эта педаль использовалась 1 января 1991 года на записи (сторона сингла ).
До Формального подписания контракта с 30 апреля 1991-го года группой был получен аванс в размере $287.000.
Эти деньги позволили группе не чем не стеснять себя при выборе инструментов и аппаратуры. Однако, Кобейн неохотно расставался со своими панковскими привычками.
<Курт в очередной раз зашел к нам магазин и купил несколько гитар и эффектов, вспоминает Рик Кинг. Как обычно: несколько <левосторонних>японских <Стратов>.
Да, он не особо раскошеливался на гитары>. Вероятно, что к <Фендеру> Курт созрел незадолго до . <Мне нравятся узкие грифы у этих гитар, скажет он позже.- У японцев неплохие <левосторонние> гитары>. Тогда же был приобретен <левосторонний> 65-го года выпуска, на котором стояли <хамбакер> (у верхнего порожка) и (у грифа), и <`69 Fender Mustang>. является моей любимой гитарой, - сказал Кобейн в интервью для . - Они дешевые и абсолютно <деревянные>. Звучат дерьмово. И очень маленькие. Они ужасно держат строй. Система по регулировке высоты струн отвратительная. Кто бы ни придумал эту гитару, он - придурок>. С целью избежать проблем с настройкой Кобейн оборудовал свой <`69 Mustang> <машинкой> Gotoh tune-o-matic. Та же участь постигла и все остальные <Мустанги>. Как говорят, покупка дешевых гитар для Кобейна было ни что иное, как панковские понты. <Я не <предпочитаю> их, - сказал он. - Просто могу себе позволить. Я - левша и найти <левосторонний инструмент хорошего качества не так-то просто>. Прежде, чем приступить к записи, приобрели рэк из предварительного усилителя , усилителя и нескольких кабинетов 4x12. <Никак не могу найти достаточно мощный усилитель, пожаловался Кобейн. - Неохота возиться с . Я по натуре ленивый и хочу, чтобы все было компактно. В качестве преампа я использую , на котором до упора выкручиваю середину>. , , японский , и , где записывался . <У Курта был , но мы использовали также и , - вспоминает звукооператор Батч Виг, - Лампы дают объемный <дисторшн> с плотным низом. Создает <водянистое>звучание, с небольшим <хорусом>, что можно услышать на и . Для мрачного звучания мы использовали <фузз> , который заводили в . нашла применение в Way>. Виг записал эту песню, когда Кобейн играл, расположившись на диванчике в рубке звукооператора. Гитару на , несмотря на протесты Вига, записали прямиком, сразу в пульт. Еще один интересный момент - <скрытый> трэк (его нет на первых 50 тысячах копиях альбома). Здесь можно услышать, как Кобейн разбивает свою гитару.
|