|
АУКЦЫОН: делать рок-н-ролл слишком просто |
В архив |
Итак, в одном из прошедших февралей АУКЦЫОНУ было 10 лет. Что и говорить - возраст для отечественной команды более чем солидный. Однако, употребить в отношении АУКЦЫОНА термин "старая группа" просто не поворачивается язык. Те группы, кому он больше подходит, давно уже привыкли "играть в крутых", выпуская альбомы, обсуждаемые скорее "в дань уважения" (или давно приевшиеся "The best of...") и пытаясь на своих концертах "завести" публику хитами этак 85-го года - в лучшем случае. АУКЦЫОН же, напротив, выступает крайне редко и безо всякой рекламы - порой чуть ли не полуподпольно. "Крутую" группу из себя строить тоже что-то не торопятся. И это несмотря на все былые и нынешние успехи. Задавшись целью выяснить причины столь разительного отличия АУКЦЫОНА от нынешних отечественных стандартов рок-поведения, корреспондент встретился с лидером группы Леонидом Федоровым, интервью с которым мы и предлагаем вашему вниманию.
Вопрос: Корр: Ваш диск 1994 года "Птица" был встречен у нас на "ура" - и критиками и, тем более, меломанами. Каково твое личное отношение к этому альбому?
Ответ: ЛФ: Как и ко всем остальным нашим записям. Пожалуй, даже хуже, чем к некоторым другим - например, "Дуплу". Так получилось, что мы писали "Птицу" очень долго - почти год, вечно что-то не получалось или не нравилось, все в группе были на нервах, под конец переругались - чуть было вообще не разбежались, но все-таки летом доделали.
А как записали его - я послушал и мне так не понравилось, что я его потом вообще долго слушать не мог. Думал: "Да-а, ну и фигня получилась - вообще никто слушать не станет". Потом, конечно, отношение изменилось, но ненамного. Конкретно же о песнях могу только сказать, что "Дорога" - единственная песня, которую еще потом пришлось доводить во Франции (имеется в виду конец весны-94), а единственная песня, не вызывающая у меня мрачных воспоминаний и которая, пожалуй, мне даже нравится - "Моя Любовь". Ее мы записали буквально на одном дыхании - всего за три дня и, соответственно, без сопутствующих всем песням споров и перебранок.
Вопрос: Корр: Леня, раз уж по этому поводу заговорили, расскажи, как у вас вообще происходит этот самый "творческий процесс"?
Ответ: ЛФ: Ну, вообще, сначала основную мелодию пишу я, прихожу к Озерскому - он что-то советует, как-то "дорабатываем" ее. А стихи пишет в основном Озерский, и тут уж я как-то участвую, где-то подсказываю. Иногда стихи дает Олег Гаркуша - впрочем, он уже давно их не писал - по крайней мере, для песен. Сам же я стихи никогда не пишу - у меня вообще к поэзии довольно прохладное отношение. Ну, а окончательно песня оформляется уже, конечно, в студии, непосредственно при записи. Поэтому, в принципе, каждый член АУКЦЫОНА вносит свой вклад.
Вопрос: Корр: Недавно вы, после возвращения из Германии, дали несколько концертов в Питере - один еще, по-моему, до Нового года и еще три - уже после него, из которых один - в Рок-клубе. Как вы себя чувствуете в связи со сменой аудитории? И как, по-твоему, изменился Рок-клуб за время вашего существования?
Ответ: ЛФ: Если говорить об аудитории, то лично для меня никаких проблем из-за ее смены не было и нет - мне, честно говоря, безразлично, для какой аудитории играть. И если концерт идет по кайфу, я чаще всего вообще "не вижу" зала - для меня основное действо происходит именно на сцене. Словами это передать трудно, но, грубо говоря, когда концерт получается, ты просто начинаешь тащиться от того, что ты делаешь и видишь, что каждый член группы испытывает то же самое - и это еще более усиливает такой эффект. АУКЦЫОН тогда действительно становится единым целым.
Вопрос: Корр: А как же пресловутый "обмен энергией" с залом?
Ответ: ЛФ: Нет, безусловно, какой-то обмен энергией со зрителями существует, но у меня это чаще проявляется отнюдь не в положительную сторону. Когда я вижу, что публика начинает уже беситься, буквально сходит с ума, то меня это жутко раздражает - в этом что-то от "металлических" концертов. Я дико злюсь и, конечно, для меня этот концерт резко теряет прелесть. А что касается вопроса об изменениях в Рок-клубе, то по-моему там каких-то особых изменений не произошло. Дело в том, что мы с АУКЦТОНОМ уже не застали, видать, то время в Рок-клубе, о котором так любят поностальгировать старые питерские меломаны - нас ведь и 87-м еще мало кто знал, поэтому судить об этом я не берусь.
Вопрос: Корр: Скажи пожалуйста, а как ты относишься к тому положению, которое создалось на данный момент в отечественной музыке?
Ответ: ЛФ: Ну, я считаю, что у нас сейчас музыка только начинает развиваться. То есть, если хочешь, я могу сказать, что все, что у нас делалось в музыке до настоящего момента, я музыкой вообще не считаю. И мне кажется, что тем молодым группам, которые сейчас появились, как раз и предстоит сделать отечественную музыку. Из них я могу, пожалуй, выделить такие группы, как ХИМЕРА, КОЛИБРИ, ТЕКИЛАДЖАЗ, ЧУФЕЛЛА МОРЗУФЕЛЛА, ЭДИПОВ КОМПЛЕКС, да еще, может быть, ЮГИНДШТИЛЬ. Так что, говорит сейчас о таком понятии, как "русский рок", еще, на мой взгляд, преждевременно - оно еще не сформировалось, нет музыкальных традиций. Ведь если, к примеру, взять любую американскую группу среднего пошиба и сравнить с отечественными "лидерами", то, боюсь, это сравнение почти по всем показателям будет на в пользу последних. Впрочем, если взять такие критерии, как оригинальность, музыкальный потенциал и - особенно - энергетику исполнения, то в нашем роке, безусловно, заслуживают уважения такие музыканты, как Саша Башлачев (я был на нескольких его квартирных концертах), Янка Дягилева и, конечно, Егор Летов - особенно в "начале" ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Но это, конечно, мое субъективное мнение.
Вопрос: Корр: А кого бы ты мог назвать из своих любимых западных музыкантов? Кто из них повлиял на тебя?
Ответ: ЛФ: Из западных я бы назвал в первую очередь, конечно, БИТЛЗ. И в один ряд с ними я бы не поставил уже никого. Я считаю, что БИТЛЗ были в музыке той эпохой, которая продолжается до сих пор. Именно они перевернули сознание людей, показав им, что рок-н-ролл играть просто, будучи при этом действительно очень талантливыми людьми. И первый рок-н-ролл, который я услышал в жизни, был именно в исполнении БИТЛЗ - я услышал его из чьего-то окна, когда мне было 14 лет. После этого я и стал всерьез учиться играть на гитаре. Что же до других западных рокеров, которые мне в свое время нравились, то здесь можно назвать множество имен - это и LED ZEPPELIN, и CLASH, и POLICE, и THE CURE: перечислять всех не имеет смысла. Последний же, кто произвел на меня сильное впечатление - это Курт Кобэйн из NIRVANA: его музыка обладала действительно потрясающей энергетикой. Как сказал один мой друг, это был "последний по-настоящему сумасшедший человек в рок-музыке".
Вопрос: Корр: А вас никогда не пытались сравнивать с кем-нибудь из западных рокеров?
Ответ: ЛФ: Да, я помню, когда мы первый раз поехали на гастроли в Европу, некоторые говорили: "О, да это же русский EINSTURZENDE NEUBAUTEN!" Я тогда послушал несколько их дисков, даже посмотрел видео - и ничего общего, в общем-то, не нашел. Так что мне по-прежнему кажется, что в том стиле, в котором играет АУКЦЫОН, не начал пока играть еще никто.
Вопрос: Корр: Скажи пожалуйста, что изменилось в музыке АУКЦЫОНА за эти 10 лет?
Ответ: ЛФ: Пожалуй, главное, что изменилось - качество исполнения. И особенно в последний год. Беспрерывные гастроли научили нас играть более профессионально, весь концерт держаться на одном уровне.
Раньше я, напротив, вышел - отыграл 7-8 песен и сдох: продолжал играть уже, что называется, на стиснутых зубах. Сейчас и я, и остальные члены АУКЦЫОНА можем отыграть полутора-двухчасовой концерт, выкладываясь при этом полностью - но не падая после него с ног. К тому же и сама музыкальная ткань наших песен стала более сложной, поэтому на концертах для адекватного их воспроизведения приходиться напрягаться куда больше.
Вопрос: Корр: А ты вообще сам по себе человек домашний или нет? Не утомляют постоянные гастроли?
Ответ: ЛФ: Нет, я по натуре люблю постоянные перемены, постоянную смену декораций. Если долго сижу дома - хочется на гастроли, и наоборот. Вообще же я по жизни стараюсь сделать событие, вырваться из повседневной рутины, что называется, сам себя удивить. Не люблю, когда долгое время ничего замечательного не происходит.
Становится душно жить.
Вопрос: Корр: А сейчас традиционный вопрос: напомни историю смены буквы в вашем названии.
Ответ: ЛФ: Просто однажды наш ударник после концерта раздавал людям автографы, и везде ставил АУКЦЫОН. Потом приходит ко мне и спрашивает: "Лень, так правильно?" Я говорю: "Абсолютно". И все остальные мне поддакнули. Недели через две прикол раскрылся, но название в честь этого решили изменить. Вот, в общем-то и все.
Илья СВЕРДЛОВ ( FUZZ )
http://fuzz.ru:8080/cgi-bin/fuzz.cgi?tab=1100&re1=fuzz199520061r
|