Истории из истории

"Посидел я немного на холме..."

В архив

Деятельность сайта Sugarmegs в свете проблем авторского права, особенно в Сети Во все времена основным источником дохода разнообразных групп и исполнителей была и остается продажа записей (разумеется, это касается только цивилизованного мира, где шоу-бизнес уже давно стал частью индустрии). Записал - продал - получил деньги. Формула простая. Однако, поклонникам этого мало. Им хочется слушать концертные записи с редкими версиями известных песен или, что еще лучше, с совершенно неизвестными песнями, с участием приглашенных (иногда и очень именитых) гостей и т.д. Им хочется слышать, как песня принимала тот вид, который затем стал доступен всем на официальных носителях. Но многие звукозаписывающие компании, да и сами исполнители, не радуют выпуском редких записей, проводя рыночную политику ("лучше выпускать реже, зато брать будут лучше"). От этого страдали, например, поклонники Джанис Джоплин, которая по контракту с Columbia не могла записываться нигде, кроме студий этой фирмы, и выпускать альбомы не чаще, чем раз в год. В результате ее дискография насчитывает не больше 15 дисков, что для артиста с таким разнообразием репертуара, конечно же, мало (сравним, например, с дискографией Джими Хендрикса, в которой на сегодняшний день только официальных релизов больше сотни). Но ловкие владельцы мелких пиратских звукозаписывающих компаний не дремали. Они понимали, что неизданные записи известных артистов - настоящее золотое дно. Так появились записи, названные бутлег (bootleg), в основном, сделанные нелегально на концертах и подчищенные. Сейчас под этим названием проходят все записи, на которые разрешение исполнителя получено не было, студийные, концертные или домашние, не важно. Естественно, от продажи этих записей сам исполнитель не получал ни гроша. От бутлегов пострадали практически все известные исполнители. Чемпионом по количеству бутлегов может считаться Led Zeppelin, чей список бутлегов насчитывает более 400 позиций. Объемы продаж бутлегов, конечно, не могут сравниться с продажами официальных изданий. Однако, и здесь бывают исключения. Например, при аресте в прошлом году в Майами за нелегальный ввоз в США Пиратской продукции самолета директора бутлег-фирмы Midnight Sun (Люксембург) было конфисковано более 400 000 компакт-дисков. С появлением Интернета распространение музыкальной информации стало вообще простым - набираешь адрес и слушаешь музыку, не вставая из-за компьютера. Современные форматы звуковых файлов позволяют сохранять музыку в небольших объемах практически без потери качества. Ежедневно по сети перекачиваются гигабайты музыки. Размах пиратства приобретает просто ужасающие масштабы. Наиболее простой (хотя и не самый выгодный для кошелька) метод борьбы с пиратами был предложен группой Grateful Dead и подхвачен многими другими исполнителями. "Если что-то имеет спрос в результате своей недоступности - просто разрешим это!"

На своих концертах GD стали даже выделять специальную зону для людей, желающих сделать запись, даже разрешают им подключаться к микшерскому пульту, чтобы запись была лучше. Но - при одном условии: записи не будут использованы для получения прибыли. Вот что написано в "Декларации для операторов сайтов", распространенной группой GD: "Мы, группа The Grateful Dead и наши менеджеры, давно исповедуем практику некоммерческого обмена музыкой, записанной на наших концертах и сольных концертах членов группы. Появившееся новое средство обмена - оцифрованные звуковые файлы, распространяемы через Интернет - не меняют нашей политики по этому вопросу. Наши требования по вопросу распространения цифровых файлов базируются на устоявшихся принципах. Они таковы: Web-сайты могут распространять файлы с нашей музыкой образом путем трансляций, предоставления созданных ими баз данных или любым другим путем. Все участники процесса признают права исполнителей, авторов и издателей данной музыки. Это указание должно быть опубликовано на всех сайтах, участвующих в такой деятельности. Мы оставляем за собой право отзыва этого разрешения в случае возникновения обстоятельств, мешающих нам защищать целостность содержания нашей работы." Одним из наиболее уважаемых сайтов, распространяющим неофициальные записи концертов GD и других групп, является "Sugarmegs @Terrabyte Station" (http://www.sugarmegs.org). Хозяин сайта, Peter Jeffdell, большой фанат GD (как явствует из названия сайта, "Sugar Magnolia" и "Terrapin Station" - известные названия для любого поклонника Dead) собрал уже более 50 гигабайт звуковых файлов. Как говорит он сам, его задача - собрать ВСЕ концерты GD. На сегодняшний день 100 человек одновременно могут получить доступ к огромным архивам Sugarmegs. Здесь (а также на большом количестве других аналогичных сайтов) никогда не будет пиратских записей или песен-однодневок - только группы, дающие разрешение на запись и распространение своей музыки. На сайте, кстати, приведен и список таких групп (к сожалению, только американских). Закончить же хочется словами Питера: "Пожалуйста, не покупайте бутлегов". J.

Андрей Манухин jjj@rtsnet.ru

"Long live to Rock'n'Roll!"

В архив

Это произошло в Одессе в жаркий день 1 августа 1999 года:

"В том, что развитие человеческого общества происходит по спирали, я смог сегодня убедиться на первом прослушивании фонограмм "Одесского хит-парада", вдохновителем и организатором которого стал продюссер, музыкант и композитор Валерий Забенкин, известный прежде тем, что в первом Одесском рок-клубе ведомая им группа ДИЗАЙН входила в пятерку лучших, хотя и никогда не занимала ни одного из первых трех мест. Да, 14 лет назад нужно было что-то сделать, чтобы раздвинуть рамки и допустить одесских рок-музыкантов к слушателям. Это произошло. Прошло время, сменилось пару поколений, попса в ди-джейской версии забила все - и клубы, и эфир. Рок, по причине его нерентабельности опять загнали в подвалы и подворотни, а что же делать "респектабельной" музыкальной молодежи, обучающейся в специальных музыкальных учебных заведениях - им тоже трудно пробиться через плотный финансовый барьер "поп-истэблишмента". С надеждой на "новую волну" одесской попсы я и отправился на этопрослушивание… И, что бы вы думали было нормальным - как ни удивительно - в Одессе - не украиноязычном городе - лучше всего прозвучали квазиджазовые обработки украинских народных тем, впрочем, на этом месте раньше были обработки еврейских народных тем… так что преемственность поколений, что говорится "на лице"… А остальное - однообразие текстов и тем, все опять и как всегда очень грустно и в целом - это резиновый синтез - такой как в случае, когда оба участника "любви как сон"(увы, но это не цитата из А.Б., а автор так думает - название оригинальной песни невероятно обаятельной студентки Одесской консерватории) используют все возможные контрацептивы одновременно - вот таковы возможные ощущения - да - да - это даже трудно вообразить… теоретически оргазм при этом возможен… никому не рекомендую ставить такой эксперимент. А самой лучшей прозвучала слабенькая кавер-версия знаменитой "Прогулки по Одессе" Игоря Ганькевича… И я почувствовал "Long live to Rock'n'Roll!"

CAM

В архив

Из истории одной "классической группы", звучащей на русском языке... "Нет, АукцЫон - это больше студенческий коллектив. Сергей был в первом составе, что появился на большой сцене. Тогда пели Федоров и Рогожин, но Леня пел меньше.

CAM: А где учились аукционеры? Обычно студенческие группы из одной альма матери.

Колик: Озерский и Рогожин в Институте Культуры, Федоров по металлам и сплавам, Бондарик и Гаркуша - кинотехникум, я - физический факультет ЛГУ. ", а что рассказывалось дальше вы можете узнать на http://www.ezhe.com/CAM/CAM_au_1.shtml

"Боже, храни королеву"

В архив

Обложка сингла Секс Пистолс "Боже, храни королеву", созданная дизайнером Джейми Рейдом в 1977 году, признана самой лучшей из всех рок-н-рольных обложек ХХ века.

Журналом Q было собрано жюри из критиков, которое и решало, чей диск лучше всего оформлен. "Sex Pistols - это кристаллизация всего того возбуждения, которое вызывает рок-н-ролл. И именно они поместили на свою обложку коллаж, возмутивший целую нацию", - сказал редактор журнала Q Эндрю Харрисон. Несмотря на запрет BBC, диск был раскуплен в Англии огромным тиражом. К удивлению многих, обложка диска Beatles "Сержант Пеппер" оказалась на десятом месте.