Киевские рецензии на концерты группы АРСЕНАЛ |
В архив |
...да, киевлянам чаще приходится общаться с теми, кто играет хорошую музыку...
не могу обойти вниманием киевские рецензии на концерты группы АРСЕНАЛ:
АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ УМЕЛО ДОВОДИТ ПУБЛИКУ ДО ОРГАЗМА
Потому что джаз - это тот же секс
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ "ФАКТЫ"
Алексей Козлов и джаз-рок-ансамбль "Арсенал", киевские концерты в рамках Всеукраинского тура (Большой зал Консерватории, 19-20 октября) "Жизнь налаживается", - сказал Козлов. Попсюки нагло возят в Киев по три года одно и то же под разными развесистыми слоганами, а Козлов, выступавший здесь полгода назад, опять приехал с совершенно новой программой. И не надо мне говорить, что нет плохих жанров. Джазовый музыкант по сути своей намного честнее, потому что играет честную музыку. И не надо пугаться этого загадочного слова "джаз". Вы даже не подозреваете, насколько это просто. Джаз - это просто, если ты к этому готов, если внутренняя работа происходит в тебе ежедневно, а не только в день зарплаты. Если к собственному сердцу ты прислушиваешься не только во время приступа стенокардии.
Жизнь действительно налаживается, потому, что в зале - лица в большинстве своем приятные, хоть и незнакомые. Потому что этот человек на сцене, этот Козлов - черное кепи, пиджак в клетку "с карманами" - имел наглость всю жизнь заниматься тем, что нравится. Фанки-баллада, светлая, спокойная, теплая - как логичный итог борьбы за право быть собой. И хорошо, что для нынешнего состава "Арсенала" - Евгений Шариков (бас-гитара), Дмитрий Илугдин (электропианино), Юрий Семенов (барабаны), - "борьба" - это только состязание на сцене, когда приходит время чьей-нибудь сольной партии. Отдельный комплимент - бас-гитаристу.
Странность этой музыки - джаз-рока, фанки - в том, что она понятна каждому, без подготовки. Свобода, легкость, глубина - вещь Козлова "Второе дыхание" (которую из-за древности стоило бы называть "третьим", как шутит сам Козлов), - погружает сидящих в зале в океанскую вселенную, морское спокойствие, выветривая остатки чепухи и суеты из наших голов.
Козлов - вряд ли только музыкант. Это библиотека хорошей музыки. Путеводитель. Потому что джазу научить нельзя - можно помочь его полюбить. Вот Козлов отходит в глубину сцены, садится на стульчик, давая простор своим "мальчикам", и одобрительно качает в такт седой головой - дескать, все правильно, одобряю, верно сыграно. На этот раз аплодисменты достаются пианисту Дмитрию Илугдину. После "Арсенала" начинаешь любить музыку вообще, учиться ей, углубляться в нее. "Арсенал" - это больше, чем просто джазовый коллектив и даже больше, чем музыка, - это просвещение в чистом виде, прививка против дурновкусия, это передвижная наглядная агитация в пользу музыки. "Сюита в Фа-миноре" - пьеса поначалу довольно типичная, с саксофонными переливами, затем - перекрестное соло баса и пианино, и вдруг неожиданный финал в совершенно ритм-н-блюзовом, почти маршевом темпе, когда они все вместе "урезают" нечто гениальное и простое, минут на пять.
Совсем новая пьеса Козлова, "Французский вальс", наоборот, обдуманный, мелодичный, "седой" опыт - музыканта и человека. С доброй примесью ностальгии, когда все мысли движутся по спирали - очертили круг - и на новую орбиту, и мелодия никак не хочет заканчиваться... У музыкантов очень вдохновенные лица, когда они играют. Редкость. Козлов умело выстраивает драматургию концерта - в его программе произведения разбросаны не хаотично, но обоснованно.
Фейерверк, каскад ритмов сменяется легкой, изящной мелодией, та, в свою очередь, - угарной ритмичной композицией. Так Козлов умело и долго ведет слушателей к оргазму. Ибо джаз - это секс. Да-да, ваш пресловутый секс, но не в прямом, журнально-глянцевом исполнении, а в виде эмоционального и интеллектуального удовольствия. Напоследок - очень красивая ария Индийского гостя из оперы Римского-Корсакова "Садко" - из серии экспериментов Козлова с академической музыкой. Завораживающая, окутывающая, обволакивающая. Короткое показательное выступление барабанщика - такое ощущение, что каждая его рука и нога существуют независимо друг от друга, сплетая звуки в один узор лишь по сигналу из неведомого центра...
Они едут дальше, по Украине. Они поют "Детка, возвращайся домой".
Возвращаться домой не хочется.
ЗНАМЕНИТЫЙ ДЖАЗМЕН АЛЕКСЕЙ КОЗЛОВ: "ЗА ИСПОЛНЕНИЕ РОК-ОПЕРЫ "ИИСУС ХРИСТОС - СУПЕРСТАР" НАС СЧИТАЛИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ ДИВЕРСАНТАМИ"
13 октября известному музыканту исполнилось 65 лет
...Еще советскую публику он обезоружил своим стремительным восхождением на музыкальный Олимп. Сейчас его концерты проходят при таких аншлагах, которые и не снились эстрадным исполнителям. Алексей Козлов, самый известный джазовый музыкант Советского Союза, еще в далеком 1976 году создал первый отечественный джаз-роковый коллектив - знаменитый "Арсенал".
19 и 20 октября в Киеве, в Большом зале Консерватории состоятся концерты знаменитого оркестра, после чего музыканты отправятся в большой тур по Украине. Нынешние гастроли примечательны еще и тем, что на днях известный джазмен отпраздновал свой юбилей - 13 октября Алексею Козлову исполнилось 65 лет. Накануне приезда Козлова нам удалось побеседовать с джазменом.
- Как вам наша публика?
- Вся украинская публика отличается даже от российской, не говоря уже там об остальной славянской. Очевидно, все-таки какие-то половецко-печенегские и прочие персидские крови привносят в характер украинцев какой-то особый темперамент. Не зря мы здесь торчали раньше по полгода гастрольной жизни, составляли так свои гастрольные туры, чтобы отсюда не уезжать. Здесь очень благодарная аудитория, наиболее тонко реагирующая на джаз-рок. Украина для нас - это край джаз-рока. Мы здесь уже были и с "Арсеналом", и с "Арсеналом-трио", и с "АRS NОVА", опять налаживаются связи, и я думаю, что это связано с тем, что у вас появились деньги. Я надеюсь, что мы будем бывать в Украине чаще.
- Когда же родился саксофонист Козлов?
- Еще в середине 50-х я начал работать на подпольных "халтурах" в качестве пианиста. На саксофон перешел весной 1957 года. Создал свой коллектив, выступавший на нелегальных концертах. В 1961 году принял участие в создании первого в СССР джазового кафе "Молодежное", где работал со своим квинтетом до 1966 года. И пошло-поехало. Мы родились в один год с "Weather Report" и представляем первую волну джаз-рока. Музыка раннего "Арсенала" в свое время считалась идеологической диверсией. Мы же исполняли "Иисус Христос - суперстар". Нас преследовали, устраивали провокации, и лишь в 1976 году нам удалось устроиться в Калининградскую филармонию и как-то пробиться в официальную жизнь.
- Каков нынешний состав "Арсенала"?
- Постоянный состав - 4 человека. Это уже восьмой состав "Арсенала". Программа меняется очень часто, мы постоянно репетируем, совершенствуем свою музыку. Не важно совершенство инструментов, важно совершенство музыканта: если в музыке есть идея, она дойдет до любой публики.
- Какой эпизод вашей биографии запомнился вам на всю жизнь?
- Знакомство и джем-сэшн с Дюком Эллингтоном в 1971 году.
- Какое направление в современной музыке вы представляете?
- Подчеркиваю, я представляю не джаз, а концептуальный фанки-фьюжн. Мы - единственные, кто играет по-настоящему эту музыку в России. Скоро у меня открывается сайт по этой тематике, и вы оттуда сможете подробнее об этом узнать, а позже там будет информация о хип-хопе, эйсид-джазе, джангле...
- У вас сложный характер?
- Характер, тяжелый для окружающих из-за непримиримости к неточным и недобросовестным людям. Страдаю от прямолинейности.
- А что вы больше всего ненавидите?
- Я индивидуалист. Разумный эгоист и сноб с детства. Поэтому питаю лютую неприязнь к толпе.
- А что любите?
- Скромную, трезвую жизнь. По этой причине у меня очень ограниченный круг близких людей. Когда интересно - работоспособность большая, когда неинтересно - абсолютная лень и безволие.
- А какое влияние на формирование вас как музыканта оказали ваши родители?
- Косвенное - возможно. Ведь мать была теоретиком и преподавателем музыки, ее прадед, Виноградов Петр Ильич, - протоиереем и ключарем Успенского собора Московского Кремля, а его зять, мамин дед, Полканов Иван Гаврилович, - протодиаконом в Успенском соборе. Отец - психолог, доцент Московского государственного педагогического института им.Ленина. Но джазистов уж точно в роду до меня не было.
- Расскажите, как у джазового музыканта возникла идея проекта "Пионерские блатные"?
- В детстве во дворе я играл на гитаре. Слышал, как пели хулиганы. Вспомнил все это и напел. Это своего рода музыкальная иллюстрация к моей книге воспоминаний "Козел на саксе".
- Какое сейчас время в джазе?
- Это сложный вопрос. Я проповедник фанки-фьюжн. Этот жанр живет за счет того, что он все время впитывает в себя новое. Традиционный же джаз становится музейным. Меня это не устраивает, поэтому я играю джаз-рок.
- Что, по-вашему, является основным вкладом Алексея Козлова в современную музыку?
- Главное достижение - создание отечественного джаз-рока. Главная задача - обогащение российской музыкальной культуры путем привнесения в нее всех современных видов инструментальной импровизационной музыки.
Стас МИХНОВСКИЙ "Facty i kommentarii ".
18-Октябрь-2000.
|