Ларек, очки и почтовый ящик |
В архив |
...не могу не согласиться с автором этом статьи, потому и привожу ее в полном объеме...
Копирайт и ©ундук мертвеца
В конце XIX века голос исполнителя впервые отделился от его тела - был изобретен крутящийся восковой валик с иглой для записи звука. В конце ХХ века музыка вообще отделилась от материального носителя и стала путешествовать по проводам - был изобретен формат сжатия информации МР3. Что будет с авторским правом в XXI веке?..
Если вы думаете, что пираты, записывающие левые диски разоряют музыкантов, вы наивный человек. Они разоряют совсем других людей...
С рождением граммофона музыканты одновременно и выиграли, и проиграли. С одной стороны, музыка теперь стала доступна в любое время и в любом месте.
Исполнитель мог продавать свои записи и зарабатывать, не ударяя больше палец о палец, в разы больше, чем на "живых" концертах. Но зато он попал в зависимость от музыкального носителя, вернее, от человека, который бы песню записал, растиражировал и продал.
Голос музыканта и звук его струн отделились от бренного тела, получив возможность входить на черном виниловом диске в каждый дом. Только теперь музыканты стали по-настоящему популярны и доступны. Но за это им пришлось
заплатить слишком большую цену: производители виниловых блинов решили, что в
этом коммерческом процессе главные они, а не музыканты.
Мировая практика такова, что все права на музыкальные произведения после
подписания контракта достаются компании звукозаписи - отныне и навсегда. Больше
эта песня не твоя, сынок, и все, что ты можешь получить с нее, - оговоренный
процент с продажи пластинок. Не очень большой, кстати.
Вот как описывает эту кабальную ситуацию Кортни Лав, вдова лидера "Нирваны"
Керта Кобейна. Потрясающий человеческий документ...
"Допустим, у нас музыкальная группа N, которая решила записать свой новый
альбом. Они договариваются со звукозаписывающей компанией о двадцатипроцентных
лицензионных платежах и получают от нее аванс в один миллион долларов. На самом
деле никому еще не удавалось добиться таких роялти, но в остальном пример
реальный.
Что случается с этим миллионом долларов? Половину группа N расходует на
запись альбома, и в ее распоряжении остается 500 тысяч долларов. 100 тысяч - это
комиссионные менеджеру N, по 25 тысяч получают адвокат и бизнес-менеджер. И у
группы из четырех музыкантов остается 350 тысяч. После уплаты налогов, это 170
тысяч долларов, останется 180 тысяч, или 45 тысяч на человека, это те деньги, на
которые музыкантам предстоит жить в течение года, пока выпускается альбом.
Группа выпускает два сингла и делает два видеоролика, при этом половину
расходов на создание видеопродукции она должна возмещать из будущих лицензионных
платежей. Группа также получает от компании звукозаписи 200 тысяч долларов на
организацию тура в поддержку альбома, которые должны быть полностью возмещены.
Компания грамзаписи тратит 300 тысяч долларов на "независимое" продвижение
альбома на радио. Система "независимого" продвижения заключается в том, что
звукозаписывающие компании оплачивают услуги посредников и таким образом могут
делать вид, что понятия не имеют о том, что платят радиостанциям, но группе
придется заплатить эти деньги, если она хочет, чтобы ее музыка звучала по радио.
Так как все эти расходы и первоначальный аванс нужно возмещать, выходит, что
группа N задолжала компании звукозаписи уже два миллиона долларов.
Положим, запись имела шумный успех и N удалось продать миллион записей без
скидок и ничего не раздав клубам, хотя и это большая натяжка, если говорить о
дебютных альбомах. С учетом 20 процентов роялти группа получит по два доллара с
диска и заработает два миллиона долларов. И что у нее останется?
Ноль!
А что у компании звукозаписи? Ее доход - 11 миллионов долларов. На
производство компакт-дисков она затратила 500 тысяч долларов и на миллион
авансировала группу. Она также израсходовала миллион долларов на создание видео,
еще 300 тысяч - на содействие в продвижении альбома на радио и 200 тысяч - на
организацию тура. Звукозаписывающая компания также заплатила 750 тысяч долларов
роялти музыкальному издателю и потратила 2,2 миллиона на маркетинг, главным
образом на рекламу альбома в рознице, хотя в маркетинговые расходы включаются,
конечно, и огромные плакаты Мэрилина Мэнсона на Times Square, и оплата
бойскаутов, раздающих бейсболки в переходах метро. Ну, плюс еще расходы на
поездки и мелкая наличность на иные нужды, которые мы считать не будем.
Сложите: компания грамзаписи потратила 4,4 миллиона долларов. Вычтите из
дохода, их чистая прибыль - 6,6 миллиона долларов.
Что касается группы N, то она может снова работать с семи до одиннадцати".
При этом хитрые звукозаписыватели периодически меняют носитель, заставляя
публику покупать одни и те же песни по нескольку раз. "Битлз" пропели единожды.
А потребителю их впарили четырежды - сначала он купил их на виниле, потом на
бобине магнитофона, потом на компакт-кассете, потом на СД-диске и, наконец, чуть
не купил на мини-диске. Вовремя удержался... Причем каждая смена носителя
удешевляла стоимость производства и, соответственно, увеличивала прибыли
изготовителей.
Кровопийцам пустили кровь
Все, наверное, так и продолжалось бы неопределенно долгое время. Но лет пять
назад домашний компьютер стал настолько мощным, что смог записывать музыку в
специальном сжатом формате. А интернет-соединения - настолько быстрыми, чтобы
эту сжатую музыку передавать. Поначалу звукозаписывающие корпорации не поняли
угрозы...
Появилась проблема: оцифрованную музыку можно не только переписывать и
копировать совершенно свободно, но и пересылать по сетям.
Дальше случилась история, которая могла произойти только в Америке. История о
том, как 18-летний студент Шон Феннинг стал миллиардером. Началось все с
небольшой программы Napster. Она позволяла всем пользователям Сети обмениваться
друг с другом любимыми песнями. Шон открыл сайт, на котором можно было бесплатно
перекачать себе Napster и который поэтому посещали сотни тысяч человек
ежедневно. Баннерная реклама на сайте Шона стоила бешеных денег. А Шон, глава
компании Napster Inс, вскоре стал миллиардером. Университет он бросил.
Вот тогда звукозаписывающие магнаты взбунтовались. Да как они смеют! И подали
на Феннинга в суд. За нарушение авторских прав.
Во время процесса вскрылось много интересных моментов. Во-первых, выяснилось,
что свободная перекачка только на руку звуковым магнатам: большинство слушателей
скачивают файлы из интернета лишь для того, чтобы потом купить альбом на CD.
Потому что у "плотно упакованной" песни немного хуже качество звучания. А
истинным меломанам хочется чистого звука. Поэтому после появления альбома в
цифровом виде в интернете, его продажи на других носителях возрастают в среднем
на треть. Акулам записи это только на руку, отчего же они взъелись?
Во-вторых, по законам США обмен между гражданами предметами и информацией не
запрещен. А программа Napster не распространяла музыку, а просто способствовала
обмену записями между пользователями.
В-третьих, Napster Inс предложила выплачивать всем американским компаниям -
держателям авторских прав по миллиарду долларов в год! Компании отказались. Для
справки: гигант звукозаписи Warner имеет годовой доход около ста миллионов
долларов в год. Почему же они отказались от такого выгодного предложения?
В-четвертых, Napster Inс суд проиграла. Компания Шона Феннинга была закрыта.
Юристам звукозаписывающих компаний удалось придраться к небольшой технической
мелочи - граждане обменивались песнями через сервер Napster Inс. То есть песня
сперва записывалась на сервер компании, а потом отправлялась адресату. То есть
получалось, что Napster Inс как бы распространяла песни без ведома держателя
авторских прав. Но сам процесс стал вообще возможен лишь потому, что сервер
физически находился на территории США. Перенесли бы его на Каймановы острова,
например, - и даже поводов для иска не возникло бы.
Наконец, в-пятых, победа "звукописателей" была пирровой. Другие люди тут же
написали программы, которые не производили промежуточной перезаписи на сервер, а
осуществляли обмен непосредственно между меломанами. Но и без этого джинн был
уже выпущен из бутылки.
Монстры звукозаписи оказались достаточно прозорливыми, чтобы разглядеть в
безобидном народном обмене песнями свой конец. И их не соблазнили миллиарды
Феннинга. Они поняли, что еще несколько лет, и получать эти миллиарды будет
некому - звукозаписывающие компании просто исчезнут за ненадобностью.
Дело в том, что передать CD-диск по Сети можно и сегодня, просто это либо
очень долго, либо дорого. Приходится сжимать информацию с помощью МР3 и
проигрывать в качестве. Но вскоре скорость связи увеличится еще в несколько раз,
медные провода полностью заменит оптоволокно, а стоимость информационного
трафика упадет. И тогда случится вторая великая революция в песенной технике -
песня окончательно отделится от носителя, как когда-то она отделилась от
музыканта. А вместе с ним и от музыкального магазина, и от всей дистрибьюторской
сети, и от всего, чем живет музыкальная индустрия. Музыкант теперь может
распространять свои песни сам.
Как же тогда быть с авторским правом? И как музыкант сможет заработать на
бесплатном распространении своих песен?
Возможно, найдется способ заставить платить за цифровые файлы, например. И
тогда деньги звукозаписывающих компаний перетекут в интернет-проекты. А может
быть, музыка действительно станет бесплатной и народной. И тогда музыкант будет
получать проценты с баннерной рекламы. Как зарабатывал сам Шон Феннинг.
Дмитрий Назаров. "Огонек", # 45 (2002)
Производитель пиратских дисков:
- По словам "Немецкой волны", себестоимость производства диска составляет 73
цента.
Со всеми возможными авторскими и полиграфическими накрутками он не может
стоить больше десяти долларов. Еще 26 января 2001 года Европейская комиссия
приступила к исследованию вопроса: не взвинчивают ли пять концернов звукозаписи
цены на свою продукцию? Деятельность этих самых крупных пяти фирм определяет
состояние всего рынка.
Фирмам были направлены официальные запросы. Ни ответа, ни привета. Пока
себестоимость диска несколько центов, а кто-то хочет получить за него десяток
долларов, всегда найдутся люди, которые тот же диск предложат покупателю за пару
долларов. Даже в самой что ни на есть цивилизованной Европе, которой, между
прочим, выгодно наше пиратство!
Потому что часть нелегального потока идет именно туда.
Сотрудник ГУБОПа:
- Знаешь, мы бы их давно прижали, но команды раньше не было. Да и сам
подумай, какая будет от нашей работы польза, кроме вреда? Ну, переловим мы их
всех, задушим на корню молодую предпринимательскую инициативу, услышим "гут!" и
"вел!" от дяди Сэма, и что? Это же все равно что страну в каменный век
отбросить, у нас же за официальные бабки эти программы никто покупать не будет!
У наших же даже на 3.11-й "Виндоус" денег не хватит, не говоря уже обо всем
прочем. Так что живем и даем жить другим. Мы же патриоты, а не хмыри безродные.
А облавы устраиваем так, для проформы, чтоб заграничные друзья сильно не
упрекали. Честно говоря, мы больше об авторских правах россиян заботимся, чем об
импортных. Если нашего обидят, мы, конечно, заступимся. А какая радость нам от
того, что наши покупатели какой-нибудь Мадонне деньги заплатят?
Продавец с "Горбушки":
- Скажите, а этот "Виндоус" фирменный?
- Да, точная копия с родного майкрософтовского диска.
- Вы меня не поняли, он "чистый"?
- Да чистый, чистый, вирусов нет, проверено.
- Я имею в виду он лицензионный или пиратский?!
- Тьфу ты!.. Пиратский, конечно. А зачем вам другой? На этом тоже все хорошо
записано!
- А проверок не боитесь?
- Боюсь. Если не успею свернуться, могут и за жопу взять. Но на лицензионках
много не заработаешь. Да и редко бывают проверки. На моей памяти один раз
только, в начале осени.
|