"Лилея или вернисаж Т.Г. Шевченко"

11 годовщине Независимости Украины посвящается!

Под патронатом Одесского городского головы Р.Б. Боделана

Общественная организация "Возрождение региона", Одесский академический театр оперы и балета, ТО "ИРИТ" представляют: постановку балета К.Ф. Данькевича "Лилея или вернисаж Т.Г. Шевченко" в Одесском академическом театре оперы и балета. Премьера намечена на 16 августа 2002 года. Балет в двух актах, 6 картинах с прологом.

Авторы либретто: Балашов И.В., Трощенко В.Н.

Балетмейстер-постановщик: Трощенко В.Н.

Художник: Бевзенко-Зинкина Н.М.

Главные роли исполняют:

Ольга Павлова - прима-балерина Государственного Московского классического балета - Лилея

Рожевич Ольга - дипломант международного конкурса, (Одесса, Украина) - Лилея

Барышева Н.З. - народная артистка Украины, (Одесса, Украина) - мать Шевченко

Карлин Юрий - заслуженный артист Украины, (Одесса, Украина) - Шевченко

Доценко Сергей, (Одесса, Украина) - Степан

… и др.

Впервые за последние 11 лет, то есть в независимой Украине в Одесской опере будет осуществлена оригинальная балетная постановка. Впервые это будет сделано в качестве совместной постановки коллектива театра и творческого объединения "ИРИТ", при поддержке общественной организации "Возрождение региона".

Предлагая новую редакцию балета К.Ф. Данькевича "Лилея" (первая постановка была осуществлена в 1939 году), авторы положили в основу либретто жизнь и творчество Т.Г. Шевченко. Выбирая наиболее яркие факты из биографии Т.Г. Шевченко - детство, выкуп из крепостной зависимости, ссылка в Орскую крепость и ссыльная служба на Каспии, авторы показывают процесс становления гражданина и художника на фоне его живописных полотен и поэтических образов.

Через весь балет, как собирательный образ страданий украинского народа, проходит судьба крепостных Лилеи и Степана. Пророческое видение сегодняшнего времени Т.Г. Шевченко оставил в своем "Заповiтi", звучащем в исполнении объединенного хора.

С точки зрения авторов либретто и балетмейстера-постановщика, балет "Лилея или вернисаж Т.Г. Шевченко" на музыку К.Ф. Данькевича был задуман как Вернисаж жизненно важных для Художника событий. В либретто заложена общечеловеческая тема, вечная тема противоречия между личностью художника и окружающей его действительностью.

Балет не претендует на исторический показ событий, а, напротив, дает возможность зрителю сопереживать происходящему и участвовать в событиях предложенных нам художником Тарасом Шевченко через созданные им образы Лилеи и Степана.

Жизнь Т.Г. Шевченко, его трагическая судьба переплетаются в балете с созданными им персонажами. Через крепостных Степана и Лилею показаны мечты простых людей о свободе, свободе не только от экономической зависимости, но, прежде всего, о свободе духовной.

Впервые в балете сам художник сосуществует на одной сцене вместе со своими героями.С первого акта на сцене присутствует юный Шевченко, который своими глазами видит, каким испытаниям подвергаются его односельчане Степан и Лилея. Вся дальнейшая жизнь его посвящена борьбе за освобождение своего народа.

Получив вольную, он стремится в первую очередь помочь своим близким и, когда становится ясно, что его надеждам не суждено сбыться, сердце поэта не выдерживает… Он сделал все, что мог, дальше вершить историю нам и только нам делать выбор в каком обществе нам жить.

Своим бескорыстным служением идеалам свободы поэт выстрадал право быть помянутым во всех временах добрым словом!

Балет "Лилея или вернисаж Т.Г. Шевченко" является хореографическим воплощением Заповiта великого гения эпохи становления независимости Украинского народа.

Краткое изложение либретто.

Ночь на Ивана Купала. Парубки и девчата веселятся, прыгают через костры, водят хороводы, заплетают венки. Среди них Лилея и Степан. Впервые они раскрывают друг другу свои чувства. Молодому Шевченко глубоко в душу западает песня-плач бандуриста о тяжелой судьбе крепостной девушки, которая после смерти превратилась в цветок. Эта песня - танец Лилеи.

Девушки бросают в реку венки, гадая на суженых. По поверью, чей венок тонет, той ждать беды. У Лилеи венок не всплывает. На рассвете праздник прерывает графская охота. Энгельгардт очарован красотой Лилеи и велит ей явиться во дворец, чтобы стать актрисой его крепостного театра. Степан пытается защитить любимую, но по приказу графа его отдают в солдаты.

Это видит Тарас Шевченко. Несправедливость вызывает в нем протест.

В доме Энгельгардтов в Санкт-Петербурге готовятся к приему гостей. Карл Брюллов выставляет на аукцион, написанный им портрет поэта В.А. Жуковского, и выкупает Тараса из крепостной неволи. Шевченко вручают "вольную".

Начинается маскарад. Энгельгардт приглашает гостей посмотреть мифологический балет "Суд Париса". В образе Елены Прекрасной Шевченко узнает Лилею, а в образе Париса - графа. Постепенно маскарад перерастает в оргию. Не в силах быть участником этого, Шевченко убегает из дворца.

В Санкт-Петербурге на марсовом поле идут учения. В одном из солдат Шевченко узнает Степана, которого за неподчинение подвергают наказанию шпицрутенами. Протест Шевченко выливается в обличительных стихах. Его арестовывают и сдают в солдаты.

Шевченко в ссылке в Орской крепости. Голая степь. Так началась новая жизнь Шевченко-солдата.

Думы переносят поэта на родную цветущую Украину. В образах двух цветков возникают в его памяти Лилея и Степан, хороводы днепровских русалок…, но все это только марево, сон.

Продолжается ссылка Шевченко на Каспии. Морской пейзаж. На набережной гуляют дамы и офицеры. Но вдруг с корабля доносится гимн, приспускается флаг, все присутствующие снимают головные уборы - умер царь Николай I. Свободный Шевченко спешит в Петербург, чтобы выкупить своих односельчан - Лилею и Степана.

Но жизнь в Петербурге не изменилась: высшее общество по-прежнему веселится, а Лилея оплакивает забитого до смерти Степана. Сердце поэта не выдерживает.

Эпилог: душа поэта в образе Прометея парит в звездном небе. Лилея приносит поэту цветок.

Краткое изложение хореографии.

1-я картина первого акта - народное гуляние в ночь на Ивана Купала исполняется в деми-классик на полупальцах с элементами джаз модерна на фольклорной основе. Как контраст, во 2-й картине "балет в балете": крепостной балет графа Энгельгардта - чистая классика (в гротескном, пародийном виде) на основе русской балетной школы М. Петипа.

Второй акт - акт русалок: хороводы с использование пальцевой техники, характерный танец с элементами народной хореографии в чистом классическом стиле. Общие лейт-темы решены в нью-классик.



Интернет-обеспечение постановки "ТеНеТ", графический дизайн и макетирование "ТеНеТ-дизайн-груп".