Рецензии пластинок
Авария "Гора на небе"

В архив

("Манчестер", 1997)

Третий альбом этой питерской группы отличается от предыдущих, в первую очередь, тем, что записывался "вживую" и очень быстро, в течение одной недели. Основные инструменты (гитары, барабаны) и голос писались одновременно; наложены были лишь флейты, бэк-вокал и некоторые партии соло-гитары. По словам одного из музыкантов Андрея Радченко, это экспериментальный альбом, не очень простой для восприятия - акустика с элементами восточной музыки. Неслучаен и выбор индийских барабанов - табла. В нынешнем составе "Авария" не столько студийная, сколько концертная группа, поэтому основной задачей музыкантов было - максимально приблизить звучание "Горы на небе" к концертному исполнению.

Альбом получился плавным, задумчивым и при этом достаточно живым. Что же касается текстового материала, то иногда на фоне незатейливой инструментальной музыки он может показаться несколько навязчивым.

НАТЕ! "Не бойся!"

В архив

("Манчестер", 1997)

Уникальное издание записи 1988 года. Группа "НАТЕ!", один из проектов ныне вернувшегося к музыкальной деятельности Святослава Задерия, знакома каждому уважающему себя рокеру- восьмидесятнику. Несмотря на десять лет, разделяющих запись альбома "Не бойся!" и его выход, музыка так называемой "новой волны" звучит современно. И если, возвращаясь к алисовскому прошлому Славы, сравнивать "НАТЕ!" с "Алисой", то песня "Кошке хочется спать" куда интереснее и актуальнее в сравнении с нынешним мейнстрим- роком в подаче Кости Кинчева.Эта кассета, выпущенная издательством "Манчестер" в серии "Архив русского рок-н-ролла", является замечательной иллюстрацией того времени и настоящим подарком для тех, кто, может быть, уже и не надеялся услышать "НАТЕ!". Забавно, что название группы имеет смысл как по-русски, так и по-английски.

"Полковник и однополчане". "Война и любовь"

В архив

(Manchester Files, 1998)

Прошел год, и Полковник предлагает вам второй альбом, не такой обширный, но, по словам знатоков, более интересный. Здоровая мужицкая ирония процветает, но после первого же прослушивания становится ясно, что Алексей Хрынов посерьезнел. Альбом получился спокойным, вдумчивым, по-своему лиричным и немного усталым. Приложил руку и Сергей Чиграков, написав задушевную бесконечно лиричную "Успокой меня глазами", песню, в которой излил всю свою любовь к Женщине. В записи использовано меньше инструментов и, вероятно, поэтому музыкальный стиль альбома более выдержан, в сравнении с первым, где музыканты из разных групп, собравшись вместе, дали волю всем своим невостребованным возможностям.

Ряды однополчан поредели: на "Войне и любви" отсутствуют мичман Андрей "Худой" Васильев, ст. сержант Евгений "Мощный" Баринов, ст. лейтенант Леонид Федоров и тубист Михаил Коловский. Но в полку и прибыло - за барабанами теперь бомбардир Игорь "Доца" Доценко.

ПОЛКОВНИК И ОДНОПОЛЧАНЕ "Полковник".

В архив

(SINGLEMAN 001, 1996).

Сингл, как правило, - предвестник грядущего вскорости альбома. Диск известного Полковника (он же Алексей Хрынов) не исключение. Промо-копия нескольких дорожек из "Последнего Призыва" - достаточно интересное обещание для всех тех, кто следит за причудливым развитием "пост-советской рок-музыки" на новом историческом повороте. В записи принимали участие Чиж, Леонид Федоров (АУКЦЫОН), Андрей Васильев (ДДТ) - имена более, чем просто знакомые. Не собираясь судить о будущем диске по двум (по сути дела) композициям, скажу: то будет весьма и весьма интересный проект, легко сочетающий своеобразный юмор и теплый хрипловатый голос самого Полковника с умелой игрой его прославленных Однополчан.
Полу-"блатные", полу-бардовские, полу-рокерские нотки, переплетаясь, дают своеобразный эффект, который было бы сложно не заметить. Кажется, на сей раз мы услышим что-то действительно свежее и оригинальное. Дай-то бог.

АВАРИЯ "Гора На Небе"

В архив

(1997)

Не знаю, можно ли назвать программу "Гора На Небе" музыкой для взрослой аудитории в том смысле, какой вкладывается в это, пришедшее к нам с Запада понятие. С одной стороны, да; ведь то, что называется "юношеским задором", отсутствует здесь напрочь. Музыка альбома далека от модного ныне "молодежного" звучания; она чересчур тщательно аранжирована, чересчур отдает акустическим "забоем" чуть индийской мелодики и, пожалуй, чересчур много внимания уделяет иносказательным откровениям в духе первых психоделических опытов. С другой стороны, в российских рамках неспешных тусовок, путешествий автостопом и концертов в переходах под Невским, эта музыка традиционно воспринимается, как глухой андерграунд. В этом смысле нам остается только радоваться, что группа под руководством известного "хиппи-барда" Андрея Радченко, участвовавшего во множестве странных проектов, занимается в первую очередь музыкой, - а не просто играет на ностальгических струнках пожилых представителей "джинсового племени". Я бы даже рискнул придумать новое стилистическое определение: "гашиш-рок". Именно так и играет АВАРИЯ, ничуть не смущаясь кажущейся "отсталостью" текстов или медитативной заунывностью мелодий. Превосходные "проходы" на акустической гитаре (Юрий Шенкер), замечательная "паутина" глуховатых ритмов таблы (Александр Рагоза) и почти птичье пение флейты (Наталья Васенева) чудесным образом вселяют почти потусторонний смысл в простые эксперименты на старые темы (так, например, крыловская басня про ворону и кусочек сыру превращается в живописный пересказ утопической идиллии в "объятиях Матушки-природы": "Народ лесной приторчал / По кругу пошел косяк / Ворона - это ништяк"...) Нет, это все-таки "музыка для взрослых". Нонешняя молодежь вряд ли поймет весь кайф происходящего...

ЯНКА "Продано!".

В архив

(CDMAN 004, 1996).

Песни удивительной силы, красоты и чистоты. Запись, сделанная Сергеем Фирсовым, вполне вероятно, - наиболее удачная по саунду и по настрою, - насколько это вообще возможно в применении к андерграунду, - из всех, что нам оставила эта удивительная девушка. Композиции из двух различных программ Янки не кажутся "вырванными из контекста", благодаря, в основном, особой значимости каждой из них для всех тех, кто помнит и любит ее. Отличная подборка, прекрасно изданная и составленная. И актуальная для каждого из нас, пускай кто-то полагает, что за последние годы в нашей стране одна эпоха уже окончательно сменила другую, прежнюю. С прошествием времени становится все очевиднее, что песни Янки - вовсе не политические "злободневники", а нечто большее.